Венеция

«Лучший способ узнать Венецию – это в ней заблудиться».
(Тициано Скарпа)

Терракотовые, желтоватые, розовые, белые фасады домов с облетающей сыроватой штукатуркой. Архитектурные творение Эпохи Возрождения, украшенные скульптурами великих мастеров. Весь город, отражённый в лазурных водных артериях, соединённых старинными деревянными и каменными мостами. Вот такая она Венеция, обшарпанная и прекрасная, то солнечная и яркая, переливаемая зеркальными водными отражениями, то дождливая и грустная, поникшая и сырая, но гордая и не сдающаяся времени.

«Резные фасады, узорные зданья
На алом пожаре закатного стана
Печальны и строги, как фрески Орканья, -
Горят перламутром в отливах тумана
Далёких лагун огневые сверканья…
Вечернее солнце, как алая рана…
На всём бесконечная грусть увяданья
Осенних тонов Тициана.» (Максимилиан Волошин)

Во времена великого переселения (IV – VII века) племена венетов (от них Венеция получила своё название), обитавших на северо-западных берегах Адриатического моря, спасались от нашествий гунов на островах в соседних лагунах, основывая поселения. После падения Римской империи, защищаясь от варваров и древнегерманских племён, население островов стало объединяться, выбрав в 697 году в Гераклее единого пожизненного правителя, первым из которых был Павел Луций Анафест, позже назвав его должность дожем. В 810 году правительство обосновалось на пустынном острове Риальто, где и возник город Венеция.

Венецианцы научились строить дома на воде, вбив миллионы деревянных свай в дно лагуны, построили самый сильный флот на Средиземноморье и обеспечили себе неуязвимость и безопасность. Владычица и Королева Адриатического моря, как называли Венецианскую республику в 11 веке, контролировала торговлю между Востоком и Западом и спонсировала Крестовые походы, богатея и процветая.

В Венеции нужно заблудиться, чтобы почувствовать этот город сердцем. Другого похожего места в мире нет, Венеция – неповторима, и её уникальность делает её еще более величественной. Приятно бродить в сказочном городе на воде, переходя из одного маленького переулочка в другой, попадая вновь и вновь на незнакомые, но так похожие набережные из каменного панциря, выложенного серым бутом (трахеитом).

Насытиться стареющей естественной красотой и только потом оказаться в центре, на площади Святого Марка, где находится туристическая мекка этого города. Самую большую площадь называют пьяце, все остальные – кампо или кампьелло. Главное украшение пьяцы Сант Марка – кафедральный Собор, построенный в честь этого святого, который является покровителем Венеции. По легенде, Святой Марк и его ученики во время бури укрылись на острове лагуны, где потом был построен город.

Мощи апостола Марка, похищенные венецианскими купцами в 829 году из Александрии, хранятся в Соборе. Изначально была построена базилика, потом на её месте в течение четырёх столетий построился собор, в архитектуре которого сочетается несколько стилей, преобладающим из них является византийский.

«Все волшебные картины «Арабских ночей» ничто перед церковью Св. Марка». (Чарльз Диккенс)

После крестовых походов из Византии в Венецию вывозились шедевры византийского искусства, христианские реликвии. В Соборе хранятся мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», вывезенные из Константинополя. Сам собор украшает квадрига из позолоченной бронзы, копия самой древней в мире конной статуи, изготовленной в IV веке до н.э. для ипподрома в Константинополе, оригинал которой находится в музее собора. Снаружи и внутри собор украшен позолоченными мозаичными изображениями, греческими и романскими барельефами, византийскими и итальянскими скульптурами.

«Вот храм Святого Марка. Он
Украшен россыпью колонн
Из яшмы, мрамора, порфира –
Богатой данью полумира.
Причудлив и могуч собор:
Восточный каменный узор
И минарет, ввысь устремлённый,
И купола…» Джордж Байрон

В соборе проводились коронации дожей, благословение войск перед войнами и крестовыми походами. Отсюда венецианский путешественник Марко Поло отправился в путешествие по Азии, после которого написал знаменитую «Книгу о разнообразии мира». В этом соборе состоялся дебют скрипача Антонио Вивальди, впоследствии ставшим великим композитором, подарив нам свои великие сонаты и концерты.

На площади перед собором ещё несколько знаковых достопримечательностей: две колонны – с крылатым львом (Символом Венеции) и Святым Георгием; стометровая колокольня (кампанила) с пятью колоколами, ранее служившая маяком; Часовая башня (Торре-делл’Оролоджо) с колоколом и циферблатом, украшенным знаками зодиака, со скульптурой крылатого льва, которая видна была из лагуны и напоминала о богатстве и славе Венеции.

Как ажурное белое кружево, к собору примыкает построенное из белого, серого и розового мрамора здание Дворца дожей в итальянском готическом стиле, в сочетании с византийским и мавританским, потому как дворец также строился на протяжении веков. Дворец был резиденцией дожей, в нём размещались органы управления республикой, заседал Большой совет и сенат.

По традиции раз в год дожу преподносились дары, и однажды в год завершения строительства базилики среди подарков оказалась клетка с голубями. Когда птиц выпустили на волю, они слетелись на арку фасада, и это было истолковано желанием Святого Марка считать этих птиц священными. С тех пор голуби не покидают главную площадь города, где их подкармливают туристы, а благодарные птицы садятся на их руки и головы, что выглядит очень забавно.

Вся Венеция пронизана водными артериями, связывающими 118 островов Венецианской лагуны. Только Гранд канал и канал Делла Джудекка венецианцы называют каналами из-за их ширины, все остальные неширокие каналы называют рио. Каналы и рио пересекают деревянные и каменные мосты, которых в городе насчитывается около четырёхсот. Самый необычный и романтический – Мост Вздохов, из белого мрамора в стиле барокко, связывающий Дворец дожей со зданием тюрьмы. Предположительно название мосту придумал английский поэт Байрон, считая что заключённые, следовавшие после приговора из зала суда в тюремные камеры, тяжело вздыхали, ожидая тяжёлой участи и страданий. Мост сделали крытым, чтобы ни один заключённый не смог сбежать, спрыгнув с моста, и скрыться от правосудия. Но единственному осуждённому, шедшему по мосту, всё же удалось организовать невероятный побег из тюрьмы, им был авантюрист, путешественник, философ, дипломат и писатель Джакомо Казанова, в 1755 году приговорённый инквизицией к пяти годам лишения свободы за «небогоугодные» похождения и занятия магией.

В Оксфорде, Кембридже, Санкт-Петербурге и Барселоне были построены подобные мосты с таким же названием, но они не связаны с грустными историями. Чтобы придать этому печальному сооружению романтизма, без чего неможет обходиться человечество, венецианцы придумали легенду, что если двое влюблённых проплывут под этим мостом в гондоле на закате и поцелуются, их любовь будет вечной.

Конечно, только в гондоле следует проплыть под мостом, ведь гондола – символ Венеции. Со времён основания города это был основной способ передвижения по водным улицам. Гондола изготавливается из девяти пород древесины, каждая деталь продумана и конструктивна или является символом, как например шесть её зубцов — шесть кварталов города.

В современном облике Венеции великолепные дворцы (палаццо), напоминающие о былой роскоши и процветании, в основном выстроены вдоль берегов Гранд-канала. Каждый дворец выполнен в архитектурном стиле соответствующего ему периода истории. XII-XIII века – архитектурный византийский стиль с продолговатыми арками и большими лоджиями; в этом стиле — Палаццо слепого дожа Энрико Дандоло, самого известного долгожителя среди всех правителей мира, разграбившего Константинополь и умершего в возрасте 98 лет. Венецианскому готическому стилю соответствует построенный в XV веке Палаццо Санта-София (Ка’д’Оро) или «Золотой дом», белое ажурное здание с лепными узорами, в прошлом украшенное сусальным золотом, где последний владелец, венецианский аристократ, создал коллекцию средневековой скульптуры и живописи. В XVI веке в классическом стиле Эпохи Возрождения возникли Собор Сант-Джорджо-Маджоре, Дворец Дарио (Palazzo Dario) и Гримани (Palazzo Grimani). Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute) появилась в благодарность Всевышнему за избавление от эпидемии чумы в XVI-XVII в стиле барокко.

В Венеции нет привычных проспектов, а по главному водному проспекту регулярно курсирует основной вид транспорта – водный трамвайчик (вапоретто, или «батэо» по-венециански). Гранд-канал длиной около четырёх километров извивается буквой S и связывает площадь Сант-Марко с вокзалом Санта-Лючия, только здесь можно увидеть машины. Имя Санта-Лючия тоже не случайно. Мощи Святой Луции Сиракузской, покровительницы слепых, были привезены из Сиракуз в Константинополь, а потом в Венецию в 1204 году, где они были захоронены в церкви Святой Луции. В 1860 году мощи перенесли в церковь Святого Иеремии, и построили железнодорожный вокзал на месте снесённой церкви Санта-Лючии, а вокзал назвали в честь святой.

Венеция ассоциируется во всём мире с карнавалом, который впервые здесь прошёл в 1094 и позже стал ежегодным праздником в феврале. Со времён средневековья появилась традиция одевать на карнавал маски. Их изготавливали из кожи и папье-маше, разрисовывали сусальным золотом и украшали птичьими перьями и драгоценными камнями. Позже стало популярным носить маски круглый год.

К 18 веку Венеция процветала: уровень научного, художественного и музыкального образования превратили город в интеллектуальную столицу Европы. Множество театров, Академия изящных искусств, концертные залы, шикарные дворцы. Паоло Веронезе, Тициан, Антонио Вивальди, Томазо Альбинони… много имён, вписанных музыкой и живописью в историю Венеции и мировую историю искусства.

О чём еще невозможно не рассказать, о музее музыки в церкви Сан-Маурицио (Campo San Maurizio), где находится уникальная коллекция инструментов ХV и ХVI веков: скрипок, альтов, мандолин, виолончелей, в том числе сотворённых великими Амати, Страдивари, Гварнери. Здесь всегда звучит классическая музыка, атмосфера необыкновенная!

По прогнозам через 100 лет Венеция может быть затоплена, потому что процесс оседания почвы продолжается, и вода может подняться на 50 сантиметров. Уже сейчас во время дождей вода из каналов выходит из берегов и иногда затапливает площадь Сант Марка. В старые времена венецианки носили туфли на высоких танкетках высотой до 50 см, назывались они чопины. А сейчас в критической ситуации в бутиках можно приобрести милые тоненькие «сапожки» из пластика, одеть их поверх обуви и спокойно бродить по городу.

Русский поэт Иосиф Бродский увидел осьминога в очертаниях Венеции на географической карте. Венецианец по рождению, влюблённый в свой город писатель Тициано Скарпа сравнил Венецию с рыбой. Чтобы жить в Венеции, нужно родиться здесь, любить её до самозабвения и не мыслить себя вне её. «Обращённые с утра до вечера на чудеса, бедные глаза венецианцев поглощают эстетическую радиоактивность, называемую благолепием. Луч благолепия ослабляет в них всякий жизненный порыв, обессиливает, притупляет, подавляет их. Не случайно венецианцев прозвали «светлейшими».

 

Путешественник, однажды посетив Венецианскую лагуну и испытав романтический восторг, никогда не забудет этот город.

 

 

О лебедь городов, воды и солнца брат!
Уснувший, как в гнезде, меж тростников, средь ила
Лагуны, что тебя вскормила и взрастила,
Как все историки и гости говорят.
О город призрачный, где вместо улиц – реки,
Где в зыбкой глубине узор, всегда скользящий,
Из кровель, портиков, и лодок, и мостков,
Мне кажется, вот-вот исчезнет он навеки,
Мираж: далёкий флот, в безбрежность уходящий,
Иль замок, выросший на миг из облаков.
(Генри Лонгфелло)

Главная страница

English version

Google Bookmarks БобрДобр.ru Memori.ru

Хотите получать интересные статьи на ваш почтовый ящик? Введите email address:

Delivered by FeedBurner

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий


Thanx: Megacomp
Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.
Show Buttons
Hide Buttons